Текст выступления сделанного М.Б. Зыковым на Конференции "Школа как "фабрика человеческого капитала"

17-19 ноября в Москве прошла Межрегиональная научно-практическая конференция "Нормативно-правовые и технологические основы создания и организации деятельности школьных минитехнопарков и детско-взрослых образовательных производств как инновационной инфраструктуры технологической подготовки и производственного воспитания в общеобразовательной школе", организованная Министерством образования и науки РФ, ФГОУ "Федеральный институт развития образования", ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области "Педагогическая академия последипломного образования", НОУ ВПО "Московский психолого-социальный институт", АНО "Издательский Дом "Народное образование", Научно-исследовательским институтом школьных технологий.

Конференция превратилась во внушительный смотр замечательных достижений педагогов-энтузиастов всей страны в организации трудового воспитания и профессиональной подготовки школьников. В прозвучавших сорока докладах были подведены итоги успешной многолетней работы коллективов многих образовательных учреждений страны, выдвинуты идеи новых типов школ-хозяйств на базе общеобразовательной средней школы. В нашем докладе на Конференции была представлен авторский проект М.Б. Зыкова "Наша новая школа человеческого капитала", частично уже реализуемого на протяжении многих лет в нескольких школах.

Текст сделанного М.Б. Зыковым на Конференции сообщения

"Школа как "фабрика человеческого капитала"

Язык - одна из двадцати двух форм современной культуры, представляющих единое неразрывное цивилизационное кольцо нации. С изменением одной какой-то формы культуры меняются и все остальные формы культуры, и цивилизационное кольцо в целом. Все формы культуры меняются постоянно, поэтому и язык подвержен постоянным изменениям. В первую очередь это касается смысла понятий языка, например, и такого понятия, как "школа-хозяйство". Смысл его сегодня существенно иной, чем, скажем, двадцать лет тому назад. Почему? Потому что вот уже двадцать лет Россия решила отказаться от административно-командной системы управления и приступила к созданию социально ориентированного государства с  рыночной экономикой.

В такой экономике термин "хозяйство" может иметь только два значения - "натуральное хозяйство" и "товарное хозяйство". В первом случае, все, что производится в хозяйстве, в этом же хозяйстве и потребляется. Во втором, продукты, произведенные в хозяйстве, поставляются на рынок в форме товаров и для обмена на другие товары, которые внутри этого "товарного хозяйства" не производятся. Первый вид хозяйства - натуральное хозяйство - нас в настоящей работе не интересует. Поэтому мы в дальнейшем изложении займемся исключительно товарным хозяйством.

Другое интересующее нас в этой работе понятие - школа. Оно имеет  множество значений в современном языке, из которых мы договоримся  использовать лишь одно. А именно, мы всегда в наших рассуждениях будем иметь в виду современную российскую общеобразовательную среднюю школу. Следовательно, когда мы сегодня используем термин "школа-хозяйство", мы подразумеваем, что речь идет о школе, поставляющей на  рынок (рынки) общества  товар (товары).

Сразу же скажу, что искренне убежден, что единственный товар, который школа обязана поставлять на рынок (рынки) общества по самому своему существу, - это рабочая сила, вернее то качество рабочей силы, которое в современной науке обозначается категорией "человеческий капитал". Так думаю я, но многие другие так не думают. Попробуем разобраться, какой смысл они вкладывают в понятие "школа хозяйство". Какой товар (товары) поставляет современная школа (или должна поставлять, по их мнению) на рынок (рынки)? На эти вопросы необходимо ответить, поскольку необходимо отдифференцировать мою авторскую школу ("Школу человеческого капитала") от других авторских и неавторских "школ-хозяйств".

1.Как методически обеспечена авторская "Школа  человеческого капитала"?

В основе её философии лежит учение о том, что человек является главной производительной силой общества (см. учение К. Маркса). Эта его способность связана с необходимостью быть современным человеком, то есть  -  овладеть всеми формами современной культуры, причем на уровне их высот (см. учение В.И. Ленина).

В основе социологии авторской "Школы человеческого капитала" лежит факт, что главными целью, содержанием и результатом национальной системы образования является подготовка нового поколения к успешной деятельности во всех трёх  основных сферах общественного бытия - народного хозяйства, народонаселения и народного образования с их соответствующими рынками - народнохозяйственным, семейно-брачным и образовательным.

В основе экономики авторской "Школы человеческого капитала" лежит понимание того, что инвестирование в производство человеческого капитала, то есть инвестирование в сферу народного образования вообще, в национальную систему образования в особенности и в систему общего обязательного среднего образования - в частности, - является основным и наиболее прибыльным видом инвестирования в условиях рыночной экономики и социально ориентированного государства.

В основе культуры авторской "Школы  человеческого капитала" лежит понимание того, что только она  может обеспечить массовое производство человеческого капитала страны с его шестью основными компонентами - тремя видами здоровья (физическое, психическое и социальное), двумя видами интеллекта (критическое мышление и творческая интуиция) и совестью как главного свойства современного человека.

В основе организации и управления авторской "Школой  человеческого капитала" лежит учение о двухполюсной школе, обеспечивающей два ортогональных вида познания - естественно-научного (основное образование) и чувственного (дополнительное образование).

В основе дидактики авторской "Школы человеческого капитала" лежит учение о том, что, поскольку в современном социально ориентированном обществе с рыночной экономикой понятия "человеческий капитал" и "личность" являются синонимами, формирование и развитие человеческого капитала возможны лишь в результате активной деятельности субъекта познания, как естественно-научного, так и чувственного.

В основе теории и практики авторской "Школы  человеческого капитала" лежит пятидесятилетний наш опыт её создания в различных формах и аспектах с соответствующим теоретическим основанием  (по теме опубликовано более двухсот научных работ).

2.Как осуществляется современная технологическая подготовка в школе, как она сопровождается методически (повышение квалификации) и какой от неё толк?

Авторская  "Школа человеческого капитала" М.Б. Зыкова является принципиально двухполюсной. Один из полюсов школы - вся совокупность средств и мероприятий, обеспечивающая естественно-научное (рациональное) познание молодым человеком окружающего мира и общественного бытия. Работа этого "полюса" обеспечивается основным образованием в основной сетке школьного расписания. Второй "полюс" обеспечивает чувственное освоение всех форм современной культуры в системе дополнительного образования. Основой технического и методического обеспечения обеих форм познания является школьный минитехнопарк -  музей "Человеческий капитал", на базе которого проводится регулярное систематическое Корпоративное повышение квалификации (КПК) административно-педагогического персонала школы и действует еженедельный школьный семейный клуб с родительским университетом.

3. Почему нас не устраивает существующая модель средней обязательной общеобразовательной школы?

Существующая модель школы не смогла перестроиться и стать адекватной новой социально-экономической системе общества и рыночной экономики. Все попытки её реформирования и модернизации в последние двадцать лет закончились полным провалом. Авторскую "Школу - фабрику человеческого капитала" я рассматриваю как  единственный жизнеспособный вариант реализации Президентской инициативы "Наша новая школа".

4. Зачем нам нужны школьные технопарки и что с ними делать?

Новые задачи, стоящие перед современной российской общеобразовательной средней школой не могут быть выполнены на основе того оборудования, которым обычно оснащается класс. Это очевидно уже сегодня. Понятно, что завтра это несоответствие классной комнаты новым сложным задачам будет только увеличиваться. В авторской "Школе  человеческого капитала" эта проблема решена путем организации школьного музея "Человеческий капитал", который и выполняет успешно все функции образовательного минитехнопарка.

5. Как будут устроены и что будут делать детско-взрослые образовательные производства?

Детско-взрослые образовательные производства в авторской "Школе - фабрике человеческого капитала" организованы в виде ВИДов - проектных групп, состоящих их детей и взрослых (как правило, родителей), разрабатывающих и реализующих проекты с двумя практическими выходами:

  • - с инновационными внедрениями в образовательный процесс школы  и
  • - с производством человеческого капитала как детей, так и взрослых.

6.  Какие школьные технопарки существуют в мире? Зачем их создали?

Технопарки, аналогичные минитехнопарку-музею "Человеческий капитал" в нашей авторской "Школе человеческого капитала" существуют в школах, колледжах и университетах во всех развитых странах. Они созданы, поскольку без них невозможно наладить массовое производство человеческого капитала в образовательных учреждениях.

7. Где в мире есть детско-взрослые образовательные производства и как они работают?

Детско-взрослые производства  успешно функционируют во всех развитых странах мира, успешно реализуя  главную задачу национальной системы обязательного среднего общего образования - производство человеческого капитала страны.

 

"Фонд Байбакова". Все права защищены. Разработка и продвижение сайта - Kadis tech.