Проект 19.

Законодательные новации по учету государственной собственности на недра.

Хавкин А.Я.

При государственной собственности на недра выбор рациональной технологии разработки нефтяных месторождений должен основываться не на обеспечении максимума накопленной дисконтированной прибыли недропользователя NPV, а на обеспечении максимума накопленной дисконтированной прибыли государства SPVT при гармоничном учете интересов недропользователя, основанном на приемлемой реальной рентабельности инвестиций недропользователя. Что и должно быть указано в законе.

Недра в России, принадлежат государству. В существовавших в ХХ веке российских нормативных документах на проектирование разработки нефтяных месторождений в условиях государственных недропользователей экономические критерии окончания реализации проекта разработки были сформулированы с позиции недропользователя (или, другими словами, оператора по добыче нефти) [1].

В 90-х годах ХХ века в России появились негосударственные недропользователи – арендаторы недр. Теперь уже утверждение вариантов и сроков разработки месторождений на основе экономических критериев с позиции недропользователя [1, 2] не соответствует интересам государства, и огромное количество нефти, которое вполне можно было бы извлечь при положительном экономическом результате разработки как для недропользователя – арендатора недр, так и для государства – собственника недр, остается в недрах. Такой подход не обеспечивает наиболее полное извлечение нефти из недр, а государство теряет доходы в бюджет.

При этом государство (через Центральную комиссию по разработке – ЦКР), заинтересованное в наиболее полной выработке месторождений (поскольку повышение нефтеотдачи увеличивает объем выплаченных государству налогов), навязывает недропользователю необходимость применения современных методов разработки месторождений [1]. Навязывание недропользователю применения современных технологий является не экономическим подходом. Экономическим подходом является использование государством, как собственником недр, критерия собственной максимальной выгоды – максимума накопленного дисконтированного дохода государства SPVT, при гармонизации с интересами недропользователя.

Достичь гармонизации экономических интересов государства и недропользователя можно через обеспечение недропользователю устраивающей его величины реальной рентабельности [3-8] при максимизации накопленного дисконтированного дохода государства SPVT.

При учете государственной собственности на недра критерием рациональности варианта разработки уже не является обеспечение высокого (относительно среднеотраслевого) значения КИН при положительных экономических показателях с обеспечением экологических требований. В современных условиях наличия негосударственных недропользователей критерием рациональности варианта разработки является обоснование системы разработки, обеспечивающей разработку месторождения с рентабельностью существенно больше ставки по банковскому кредиту, при обеспечении экологических требований и учете взаимных интересов оператора по добыче нефти (максимизация накопленного дисконтированного дохода NPV) и государства (максимизация КИН) [3-8]. При этом максимизация КИН эквивалентна максимизации накопленного дисконтированного дохода государства SPV.

Динамика параметров одного из проектов [8] приведена на рис. 1.

Рис. 1. Зависимости (в процентах от максимальной накопленной дисконтированной прибыли недропользователя):

1 – годовой дисконтированной прибыли недропользователя NVt ,

2 – накопленной дисконтированной прибыли недропользователя NРVТ,

3 – годовой дисконтированной прибыли государства в виде налогов SVt,

4 – накопленной дисконтированной прибыли государства SРVT ,

5 – годовой суммированной дисконтированной прибыли недропользователя и государства NVt + SVt ,

6 – накопленной суммированной дисконтированной прибыли недропользователя и государства NРVT + SРVT .

 

 

 

 

 

 

Как видно из рис. 1, значения накопленного дисконтированного дохода государства от налогов SРVT (линия 4) растут и после достижения максимума накопленного дисконтированного дохода недропользователя NРVТ (линия 2).

Если недропользователь – частная компания, то государство может компенсировать недропользователю убытки и снизить налоги так, чтобы недропользователь имел, например, 30%-й годовой рост доходов.

Существуют недропользователи, являющиеся 100%-й собственностью государства. В этом случае максимум экономического эффекта достигается не при максимуме NРVТ (линия 2) – на 5 год, а при максимуме NРVT + SРVT (линия 6) – на 7 год.

Есть примеры с определенной долей собственности государства в акциях недропользователя (рассмотрим пример с 50%-й долей собственности). Изменения накопленного дохода государства при этих вариантах приведены на рис. 2.

Рис. 2. Изменения суммарной накопленной дисконтированной прибыли государства (в процентах от максимальной накопленной дисконтированной прибыли государства без учета государственной собственности на недра, т.е. обеспечении максимальной доходности недропользователю – вариант 1),

2 – при недропользователе со 100%-ной государственной собственностью и прекращении проекта в год максимального накопленного дисконтированного дохода недропользователя,

3 – при недропользователе со 100%-й государственной собственностью и продолжении проекта до максимального накопленного дисконтированного дохода государства (NРVT + SРVT),

4 – при 50%-й государственной собственности недропользователя и продолжении разработки до максимальной накопленной дисконтированной прибыли государства с компенсацией другим 50%-там собственников недропользователя убытков за период отрицательных потоков наличности недропользователя (0,5·NPVT +SPVT),

5 – при компенсации недропользователю убытков за период отрицательных потоков наличности и обеспечении недропользователю 30%-ной доходности за этот период.

Таким образом, для выбора рациональной технологии разработки нефтяных месторождений при государственной собственности на недра необходимо основываться на критерии максимизации накопленного дисконтированного дохода государства (максимизации нефтеотдачи) с учетом как налогов, так и доходов от акций недропользователя, достигая при этом гармонизации с интересами недропользователя на основе обеспечения недропользователю высоких значений реальной рентабельности за весь срок реализации проекта разработки.

Гармонизация по величине реальной рентабельности также может быть использована для выбора рациональной схемы раздела продукции от реализации проекта с инвестором.

Решением круглого стола РАЕН «Проблемы взаимоотношений государства и нефтяного бизнеса» 28.02.2003г. предложенный автором критерий реальной рентабельности [3] было рекомендовано использовать в практических экономических оценках [4].

Изложенный подход докладывался 20 декабря 2005г. на заседании секции «Экономика» (под председательством академика РАН Д.С.Львова) Общего собрания РАН и 22 марта 2006г. на семинаре Института системного анализа РАН (руководитель д.э.н. В.Н.Лившиц, соавтор методики [2]). О поддержке этого подхода писали 16 мая 2007г. Н.К.Байбаков и Е.А. Козловский в письме Президенту РФ В.В.Путину [9, с.552].

Литература

1. Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений РД-153-39-007-96 // М., Минтопэнерго РФ, 1996, 205с.

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика // М., Дело, 2001, 832с.

3. Хавкин А.Я. Выступление на заседании круглого стола РАЕН «Проблемы взаимоотношений государства и нефтяного бизнеса» 28.02.2003г. // Наука и технология углеводородов, 2003, № 2, с.47.

4. Решение круглого стола РАЕН «Проблемы взаимоотношений государства и нефтяного бизнеса» 28.02.2003г. // Наука и технология углеводородов, 2003, № 2, с.47-49.

5. Хавкин А.Я. Инвестиционная привлекательность нефтегазовых технологий // Материалы V Конгресса нефтегазопромышленников России 8-10 сентября 2004г. в г. Казань, Казань, ЗАО «Новое знание», 2004, с.109.

6. Хавкин А.Я. Экономическое обоснование извлекаемых запасов // Георесурсы, 2006, № 1, с.31-33.

7. Хавкин А.Я. Технико-экономические критерии оценки извлекаемых запасов нефти // Минеральные ресурсы России, Экономика и управление, 2007, № 3, с.67-71.

8. Хавкин А.Я. Наноявления и нанотехнологии в добыче нефти и газа / под ред. член-корр. РАН Г.К.Сафаралиева // М., ИИКИ, 2010, 692с.

9. Козловский Е.А. Избранное-2. Минерально-сырьевые ресурсы России // М., ООО «Центр компьютерных технологий в природопользовании», 2009, 580с.

 

"Фонд Байбакова". Все права защищены. Разработка и продвижение сайта - Kadis tech.