Проект 63.

Векторы развития провинциальной городской системы России.

Бадардинов А.С., Ромашин А.С.

Уникальное качество России – сочетать в себе «европейскую рождаемость» и «африканскую смертность». Чтобы не томить цифрами, отметим, что убыль населения ежегодно составляет до 700 тысяч человек, не компенсируемая возвратом соотечественников и притоком мигрантов. Оставим, пока, тему роста смертности для других исследований, но рассмотрим ряд факторов, влияющих на динамику рождаемости.
Различные исследователи у нас и за рубежом изучали причины снижения рождаемости. Оказалось, что дело совсем не в материальном положении, не в религии, и прочем, а только в одном. В урбанизации. В большом городе дети – обуза, на селе – помощники. Индустриализация и урбанизация (а в 164 крупнейших российских городах проживает 69 млн. человек), везде ведет к ухудшению демографических показателей нации. У людей меняется поведенческая психология – стремление к достижению материального комфорта и потребительского достатка не оставляет у жителей больших городов сил, внимания и времени на большую семью – она, для достижения поставленных утилитарных задач, становится только обузой.

Более половины населения России, в настоящее время, живет на селе, в малых городах и поселках городского типа. Сейчас почти у 95% из всех городских поселений России – население не превышает 25-30 тыс. семей, т.е. 100 000 человек. Здесь проживает почти треть населения страны, и именно малые города составляют провинциальную городскую систему России. При этом малые города и поселки городского типа существенно отстают от крупных городов по качеству жилища, уровню благоустройства, инженерного оборудования, социального и культурно-бытового обслуживания, медленно развивается их экономическая база, не реализуются предложения по размещению специализированных производств, местной промышленности, объектов отдыха и туризма.

К сожалению, в вопросе социально-экономической устойчивости малых поселений намечена негативная тенденция: за 1989-2005гг. в России количество городов увеличилось на 58, но на 834 сократилось количество поселков городского типа. Исчезают же в России, прежде всего, небольшие сельские населенные пункты. В 1989 году в стране было 9 300 сельских населенных пунктов без населения, в 2002 году их 13 тысяч, а к 2010 году – уже более 20 000 населенных пунктов. Несколько миллионов людей покинуло свою малую Родину, не видя перспективы е. развития.

Россия, бывшая житница Европы, сегодня на 50 процентов зависит от импортного продовольствия, цена на которое только за последние годы выросла на 60-70%, не кормит себя сама, что совершенно недопустимо для страны, которая желает оставаться суверенной. Никакие атомные бомбы не нужны, нас могут принуждать к чему угодно через шантаж голодом. В то же время, по свидетельству серьезных ученых, биотехнологии через несколько лет сделают серьезный скачок, который позволит снимать до 5 урожаев сельхозпродукции даже в российских условиях. Недопустимо ждать, когда нас допустят к этим технологиям, необходимо развивать их самим и иметь инфраструктуру, которая позволит их использовать.

 

Кроме того, развитие сельского хозяйства не зависит только от наших инвестиционных возможностей, нас ограничивает отсутствие кадрового потенциала. Традиционное село спивается, деградирует. Нам незамедлительно надлежит осуществить коренную модернизацию всего агрокомплекса, возможно по голландской модели, успешно кормящей пол-Европы, но элиты даже боятся подумать об этой проблеме. Сейчас деградации подвергается уже не только село, уже и районные центры, где, казалось бы, есть работа, есть Интернет, чтобы связываться со всем миром, и те оскудевают ресурсами. 12 российских мегаполисов-миллионников высасывают из провинций все соки: и финансовые, и кадровые. Столица в свою очередь, замкнувшись МКАДом, как бетонной стеной в отдельный мир, транслирует образ жизни, совершенно непонятный остальной стране. Вездесущая и назойливая телевизионная реклама в деревне, например, воспринимается как марсианские хроники, и это порождает раздражение, а порой и озлобленность.

Негативные тенденции будут продолжаться, если не решить вопросы качественного повышения уровня внутреннего комфорта в стране. Во всех крупных городах, а в мегаполисах кратно больше, вс. громче заявляют о себе системные проблемы. Сегодня цифры выхода из строя жилья по стране сопоставимы с цифрами вводимого жилья. А все дело в том, что начинают выбывать из строя «хрущевки». Только начинают. Пик прид.тся на ближайшее десятилетие. Строить столько же и с такой же скоростью, как в сво. время СССР, мы не сможем в ближайшие 20 лет, если иметь в виду ТАКОЕ строительство (панельные дома заводского изготовления), а значит, нас ждет гигантский жилищный кризис. Расходы на ремонт будут сопоставимы с расходами на строительство. Кроме того, изношены сети и коммуникации. Города не выдерживают нагрузки, постоянные аварии, пробки на дорогах, не соответствующие экологическим нормам вода и воздух, мусорные свалки, рост стоимости услуг и тарифов.

Из 3-х млрд. кв. метров жилищного фонда России более половины нуждается в ремонте, в том числе примерно двадцать пять процентов в капитально-восстановительном. Без выполнения мероприятий по восстановлению потребительских качеств данного жилищного фонда, минимум четверть населения России автоматически выпадает за пределы общенационального приоритетного проекта по обеспечению качественным жиль.м. В целом, проблемы поддержания потребительских качеств существующего жилищного фонда на сегодня даже более емкие, и материально и финансово, чем новое строительство. При этом не следует забывать, что национальные приоритеты, по определению, не могут относиться только к части населения, даже той, которая способна обеспечить платежеспособный спрос на вновь построенное жилье.

Одновременно объ.м ветхого и аварийного жилья ежегодно прирастает в РФ на 5 млн. кв. метров, достигнув уже 93-х миллионов «квадратов»! Прирастает, в первую очередь, за сч.т невыполняемых ремонтно-восстановительных работ. А ликвидация такого жилья – обязанность муниципальных органов. Вот на эти цели и пойдут те самые миллиарды рублей, что не пошли на проведение профилактических мероприятий.

Создание эффективной инфраструктуры жизнеобеспечения для разных территорий и регионов РФ – это ответ на вызов времени для самой северной в мире крупной державы. Замена устаревших и неэкономичных источников теплоэнергетики, альтернативные и возобновляемые виды энергии, даже безопасная ядерная и термоядерная энергия не изменят сами по себе ситуацию в существующих поселениях радикально. Необходим переход на качественно новый уровень энергопотребления, переход на энергопассивные здания. Очевидно, что это одна из самых серь.зных системных социально-технологических проблем, сопряженная с проблемой восстановления потребительских качеств существующего жилищного фонда, которые требуют новых подходов, идеологии в социально-политическом, инженерном, информационном плане.

 

Каков выход?

Россия до сих пор самая большая страна в мире с самым большим количеством неосвоенных земель, страна самая богатая лесом, пресной водой. Переход в новую экологически чистую среду обитания, это гигантский национальный проект расселения мегаполисов, переселения десятков миллионов людей в малоэтажные загородные поселки с автономной инфраструктурой, это освоение новых земель, которые, как ни странно, находятся совсем рядом. Возьмите для примера Москву и Московскую область. Более 12% населения страны живет здесь, задыхаясь и мешая друг другу, на клочке земли, занимающей менее 0,3 % площади Российской Федерации, когда на десятки тысяч километров простираются малозасел.нные земли. Можно смело сказать, что речь должна идти о внутренней колонизации.

Россияне должны иметь возможность в полной мере пользоваться экологическими богатствами страны – чистыми водой и воздухом, здоровым питанием и т.п. и при этом не отказываться от технологического прогресса. Это позволит впервые в истории обеспечить в нашей стране уровень жизни, превосходящий аналогичные показатели в развитых странах Запада. Это не просто экономическое и военное превосходство, это превосходство в качестве жизни.

Для качественного рывка вперед в данном направлении необходим комплексный анализ применительно именно к российским реалиям. Главная задача – свести в одной точке потенциальные, но малоиспользуемые экологические богатства России и возможности новых технологий. Механизм решения этой задачи диктуется российскими просторами и реалиями постиндустриального общества - необходимо перейти от концентрированной схемы распределения населения к дисперсной. Речь должна идти не просто о банальном «возрождении глубинки». Необходимо формирование новой формы поселений, агро-кластеров в составе нео-агломераций, то есть поселений сельского типа, малых городов со всей современной инфраструктурой, в которых появится возможность сочетать как экологический (вода, воздух, пища), так и технологический (бытовая техника, электричество, современный досуг) виды комфорта. Самым главным, приоритетным условием для решения этой задачи является создание качественно новой, высокоскоростной транспортной сети – типа струнного транспорта Юницкого, и параллельной ей системы современных коммуникаций (начиная с бытовой канализации и кончая связью, Интернетом, спутниковой связью). Российское машиностроение с удовольствием ухватится за формирование не имеющей аналогов транспортной системы, поставив себя вне конкуренции.

Реализация данной концепции способна произвести революцию и в отечественном авиастроении. Сегодня уже есть мини-самолеты на несколько посадочных мест, летающие без дозаправки на значительные расстояния, абсолютно безопасные (так как при отказе двигателя выбрасывается парашют), и при этом для взлета и посадки им необходимо всего лишь 100-200 метров поля. Такими миниаэродромами, а не полями для гольфа надо покрывать всю Россию. Представьте, выехал за МКАД, сел в авиа-такси и через пару часов уже где нибудь в Казани. Мировые цены на мини-самолеты сопоставимы с ценой джипа. В Новой Зеландии таких двух-тр.х местных самол.тов на душу населения больше, чем у нас автомобилей. В стране, по площади вдвое меньшей, чем территория Центрального федерального округа. Да у нас полстраны должны летать на мини-самолетах и никого не спрашивать.

Надо либерализовать в законодательстве допуск к частному воздушному транспорту, прописав нормы для малой авиации – самолетов и вертолетов, ввести «воздушные ПДД» и все. Если не вторгаться в транспортные коридоры большой авиации, аварий будет не больше, чем на земле, потому что возможности разминуться в воздухе шире, а сам трафик – меньше. А какой шанс поднять наш авиапром, переключив его на массовое производство этих персональных самолетов, вертолетов, авиа-такси!

Реализация предлагаемых решений требует инновационных подходов. Нужны новые технологии строительства дешевого жилья. И они есть. Сегодня, для участников рынка принятие решений о применении тех или иных строительных систем, является проблемой выбора и творческой адаптации к пестрым реалиям социально-экономической фактуры российских регионов. В этом и состоит, не смотря на кажущуюся парадоксальность, сложившееся преимущество России, что она сразу может переходить к самым современным материалам и технологиям. В первую очередь, выстраивая грамотную государственную политику в сфере энергоэффективного домостроения, используя механизмы государственно-частного партнерства, упор следует сделать на индустриальные строительные технологии, суть которых состоит в том, что значительная часть производственного процесса перенесена в заводские условия. Строительные элементы для домов изготовляются промышленным способом по единому технологическому процессу, что обеспечивает, помимо всего прочего, объективный инструментальный контроль качества. Непосредственно на стройплощадке происходит монтаж составных частей дома, а это резко повышает темпы строительства без оглядки на смену врем.н года. К нашим услугам широчайшая гамма самых продвинутых строительных систем. Это и технологии сборно-монолитного каркасного домостроения с применением фибробетонов, и сверхлегкие ячеистые аэрированные бетоны для энергоэффективного строительства, и целый спектр иных индустриальных технологий, позволяющих, в совокупности, достигнуть цели сокращения энергопотребления на жизнеобеспечение «пассивного дома» до 90 % от обычного «ГОСТ’овского», давая миллиарды рублей экономии ежегодно.

 

При всем при этом, не стоит забывать, что пока рынок жилой недвижимости – это рынок продавца. Строителям и инвесторам важно как можно быстрее и дешевле построить здание и дороже продать его. Конечные покупатели, которыми являются жильцы дома, не в состоянии квалифицированно оценить потребительские качества возвед.нного объекта, в том числе его энергоэффективность, а также повлиять на те инженерные решения, которые закладываются в проект и являются определяющими в энергосбережении, а значит в стоимости последующей эксплуатации. Пока не будет сформирован институт, консолидирующий благоприобретателей-жильцов, равновеликий строительному комплексу, радикального изменения в контроле над качеством строительной продукции не наступит.

Одно из самых распространенных возражений против дисперсности расселения – занятость. Дескать, чем люди будут заниматься в этих «Потемкинских деревнях»? Во-первых, начнем с того, что у нас в стране около 40 миллионов пенсионеров, из них не более 10 миллионов проживают в селах. Остальные в городах. Для них нет проблемы безработицы. А вот поселок с магазином, свой участочек, свежий воздух – может быть для них и за городом и это даже более желательная перспектива, чем медленное умирание в каменных джунглях. Только сервисная индустрия обслуживания пенсионеров, в местах их компактного проживания, создаст до трети  от их количества новых рабочих мест. Собственно, пенсионные фонды и должны быть самой заинтересованной стороной в строительстве таких поселений, забирая потом в обмен на таунхаусы – квартиры в городах. Собственно, выход на пенсию и должен будет означать обязательство предоставить тебе отдельный уютный домик с огородом и скромным пансионом от сдаваемого в аренду жилья в городе.

Теперь поговорим о тех, кому требуется работа. При современных средствах связи, при Интернете и возможности виртуальных офисов нет необходимости сидеть и работать бок о бок разным коллективам. Только индустриальная привычка не позволяет многим руководителям заменить реальные офисы и места работы виртуальными. У 50 процентов видов работ нет технологической необходимости нахождения рядом друг с другом. Журналисты так же могут делать газету, находясь в разных концах земли, как сейчас сидя в редакции, так же могут работать часть менеджеров, управленцы, ученые, люди творческих профессий. Многие уже сейчас так работают, но живут почему-то все равно в городе, хотя все мечтают о домике с Интернетом в деревне.

Концентрация поселков вокруг крупных производств, но не надо сами производства концентрировать вокруг поселков. Должны быть законы, которые запрещают строить более одной фабрики (или промысла) в одном населенном пункте. Что бы вы сказали дизайнеру, если бы он в 200 метровой квартире составил всю мебель в один угол и обосновывал бы это тем, что «так все под рукой»? Но ведь реально, у нас в стране вообще отсутствует социальный и экономико-географический дизайн, у нас в одних регионах люди сидят друг у друга на головах и мешают друг другу, в других – пустыни. Нельзя допускать, чтобы производства открывались там, где им кажется, что будет выгоднее, а именно в муравейнике, где все потребители под рукой и поставщики и смежники. Бизнес всегда будет стремиться все свалить в кучу, поэтому надо искусственно давать льготы для открытия тех или иных бизнесов и производств на отдельных территориях и наоборот штрафовать за то, что люди плодят сущности там, где они не необходимы.

Инвестиционно-экономическая политика поддержки, со стороны федерального центра, развития местного самоуправления в РФ направлена, в первую очередь, на создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала, как экономической основы формирования доходной базы муниципалитетов. Понятно, что огромные полномочия должны быть на местах, где все лучше видно и все лучше знают. В свое время, Китай создал одну из самых стабильных политических систем за счет того, что на местах передавалась абсолютная власть, только смертные приговоры заверялись в столице. Если у нас сейчас ни один чиновник не предпримет ни одного действия, не спросив что-то наверху, то в Китае, наоборот, попытки передать вопросы наверх и спросить санкцию могли привести к снятию чиновника с должности или наказанию. Зачем тебя на должность поставили, если ты начальника спрашиваешь? Наши центры власти перегружены и парализованы, должна же возникнуть система, разгружающая центр и все решающая на местах.

Основными направлениями инвестиционной политики органов власти и управления на местах выступают меры по организации благоприятного режима для отечественных и зарубежных инвесторов, увеличения прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного социально-экономического развития, повышению жизненного уровня населения. Что же касается вопросов формирования рыночных отношений в сфере ЖКХ существующих городов, то мы должны ч.тко понимать, что без демонополизации рынка и дистанцирования муниципалитетов от прямого хозяйственного сопровождения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), дело с м.ртвой точки не сдвинется. Муниципалитетам, наряду с органами региональной власти надлежит, вернее всего, практически развивать решения, принятые федеральными органами по реформированию ЖКХ, а не бороться за контроль над финансовыми потоками за ЖКУ. Из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ, муниципалитет превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях рыночных отношений, в том числе в рамках ГЧП, муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в коммунальный сектор для их эффективного освоения.

 

Результатом реализации грамотной инвестиционной политики является объем вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. Действенным методом стимулирования инвестиционной активности частного капитала в решении социально-значимых вопросов жизнедеятельности населения являются меры государственной и муниципальной поддержки целевых комплексных программ (ЦКП) посредством заключения договора протекционизма (ГЧП) и направленных на формирование нового качества проживания для большинства россиян в формате староновой парадигмы развития общества.

Общественные интересы, при таком подходе, не вступают в жесткое противостояние с частными; государственные и муниципальные органы власти и управления консолидируют общество на базе патриотизма к своему городу, хорошеющего совместными усилиями год от года. Города, где комфортно жить, где комфортно вести бизнес, где власть уважает население, а население поддерживает власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Фонд Байбакова". Все права защищены. Разработка и продвижение сайта - Kadis tech.