Проект 53.

Межконтинентальный логистический трафик  (МЛТ) "Евразия": судоходный канал "Черное море - Каспийское море" с промышленными кластерами.

Гаджиев Г.А.

 

Корпорацией промышленников и предпринимателей «ВАТАН» (Республика Дагестан) при содействии Международного фонда «Фонд содействия экономическому развитию им. Байбакова Н.К.», «Академии геополитических проблем», «Международного Конгресса народов Кавказа» разработана концепция Межконтинентального логистического трафика (МЛТ) «Евразия»: судоходный канал «Черное море – Каспийское море» с промышленными кластерами, являющегося важнейшим звеном в «Концепции стратегии геополитического развития Северного Кавказа». Преимущества МЛТ «Евразия» (рис. 1), периодически инициируемого с 1930-х годов, особенно с учетом разработанного Корпорацией «ВАТАН» проекта портовопричального комплекса (рис. 2), в сравнении с проектом канала «Волго-Дон-2», очевидны (таблица).

 

Таблица. Предварительные сравнительные характеристики вариантов Международных судоходных каналов «Евразия» и «Волго-Дон-2» для соединения Черного и Каспийского морей. 

 

Рис. 1. Карта прокладки МЛТ «Евразия» и «Волго-Дон-2».

 

 

Рис. 2 . Система портово-причальных кластеров на МЛТ «Евразия».

 

Из рис. 1 и 2, и таблицы сравнения параметров этих каналов видно, что МЛТ «Евразия» более выгоден для реализации, чем «Волго-Дон-2». Более того, канал «Волго-Дон-2» пересекают более 18 федеральных, региональных, муниципальных коммуникаций на различных отрезках канала, что потребует множество путепроводов, мостов, переходов, в то время как МЛТ «Евразия» проходит по необжитым солончаковым степным территориям Дагестана, Калмыкии, Ставропольского края. Кроме того, МЛТ «Евразия» с обустройством его 18 промышленными кластерами (рис. 2), в т.ч. моногородом-спутником (на 60-65 тыс. чел.) с обеспечением более 150 тысяч рабочих мест и развитием малого бизнеса, системно является «точкой отсчета» стратегически важной макроэкономики СКФО, базисом вывода экономик регионов из стагнации с их интеграцией в развитые экономики приграничных регионов, внешние экономические связи с государствами СНГ, Черноморского бассейна, Западной Европы, Ближнего Востока и Азии.

Обеспечение стабилизации экономики, благополучия населения, возвращение мигрантов на исконно исторические земли Терских казаков, формирование высококвалифицированного населения в новом городе – залог стабилизации, социальноэкономической, общественноолитической напряженности в СКФО.

В совокупности с осуществлением готового проекта Исламской Республики Иран, по аналогичному логистическому решению – судоходный канал «Персидский залив-Каспийское море», МЛТ «Евразия» по своей геополитической, макроэкономической, межконтинентальной значимости, в первой половине 21 века не будет иметь аналогов и прецедентов, определяющих прорыв России на рынки Ближнего Востока,Азии, Европы. В первую очередь МЛТ «Евразия» будет иметь социально-экономическое значение для наиболее «депрессивных» регионов СКФО, ЮФО.

В рамках МЛТ «Евразия» инициируется ряд программ и подпроектов.

I. Энергетика. Актуализация системы управления

Необходимо строительство автономных малых ГЭС с максимальным использованием гидро-энерго ресурсного потенциала СКФО, с модернизацией районных, межрайонных энерготранспортных систем, в государственно-частном партнерстве с приоритетами ОЭС МРСК в системе управления, с формированием региональных энергетических «Корпораций» (Правительство региона – ОЭС МРСК – Генерирующие и сбытовые компании), а на уровне Федерального округа – формирование «Холдинга» (СКФО (правительство РФ) – ОЭС МРСК – Региональные корпорации).

II. Логистика. «Портово-причальный комплекс»

Строительство Портово-причального комплекса (рис. 2) на территориях пересечения МЛТ «Евразия» основных Федеральных коммуникаций (ж/д Минводы-Баку; а/д Ростов-Астрахань-Баку; нефтепровод Баку-Новороссийск; газопровод Буденновск-Казимагомед; ЛЭП-110-330; оптовоолоконная связь и другие коммуникации) с возможностями единовременного обслуживания погрузочно-разгрузочными услугами до 8-10 судов, бункеровкой 3-4 судов, текущим ремонтом, сервисным обслуживанием 1-2 судна и сборкой, испытанием судов нового поколения – «Тримаран».

III. Формирование «Особой экономической зоны (ОЭЗ)», в рамках и в статусе которой портово-причальный комплекс (кластер №1) на близлежащих территориях обустраивается 18 промышленными кластерами:

1. Кластеры 2-3: НПЗ – 5 млн. т, газо-химический комплекс – 1,5 млрд. м3

Основные грузы, предполагаемые к транспортировке в государства Европы через МЛТ «Евразия», – это углеводородное сырье. Экономические взаимоотношения между добывающими, транспортирующими, торговыми компаниями, где одним из элементов, как прямыми поставками, так и по взаиморасчетам, в счет платежей за проход судов, танкеров будут решены задачи приобретения нефти, газа для переработки. Инновационные технологии переработки нефти, газа позволяют обеспечить до 93% готовой продукции в стандартах Евро-4 от исходного сырья, которые покрывают основные потребности СКФО, с оптимальной ценовой политикой и возможностями частичного экспорта. По необходимости и возможностям мощности НПЗ могут быть модульно наращены. С учетом подтвержденных запасов углеводородного сырья (нефти) в Каспийском море (до 12 млрд. т) и перспективой основных поставок в Европу, подпрограммой рассмотрены варианты:

a) врезка нефтепровода от хранилищ НПЗ в систематически полупустой нефтепровод Баку-Новороссийск (2,5 – 3 млн. тонн);

b) прокладка нового нефтепровода вдоль МЛТ «Евразия» (5-7 млн. т) с выходом в Черноморскоазовский бассейн (по ряду факторов – параллельный нефтепровод организационно дешевле и экономически эффективней).

2. Кластеры 4-5: «Автотранспортные, контейнерные перевозки Европа – Россия – Ближний Восток».

В рамках и в развитие ФЦП «Север-Юг» в «Концепции стратегии геополитического развития Северного Кавказа» разработана комплексная Программа контейнерных перевозок. По заключению Европейских экспертов, контейнерные перевозки самая динамично развивающаяся, эффективная транспортная система «от двери к двери». Потенциал российского трафика до $18 млрд., из которых до 60% приходится на Юг России, с перспективой 40% роста до 2015г.

На данный период до 70% перевозок по России осуществляется не российскими перевозчиками (компаниями). Разработанная Корпорацией «ВАТАН» Программа «связывает» перевозками 5 российских морских, речных портов и таможенных терминалов Украины и Белоруссии, с выходом на Европу. Маршруты транспортного коридора пересекают 24 региона России, которые «от двери к двери» могут интегрироваться во ВЭС. Комплексная Программа обеспечивает до 3 млн. тонн контейнерных перевозок, с переводом автотранспорта, топливной системы на газодизельное топливо, с обустройством дорожной, придорожной инфраструктуры и сервиса на всех маршрутах, в Евро стандартах. Актуализация проекта (2001г.) дислокация головного комплекса, с интеграцией автотранспорта и контейнерных терминалов в портоворичальный комплекс отдельным кластером, с возможностями обслуживания портов Астрахани (~ 200 км), Махачкалы (~ 160 км) существенно, взаимно, увеличит экономический, организационный эффект всей логистической системы.

3. Стройиндустрия.

Учитывая ряд факторов, а так же данные маркетинга, специфику регионов, их социальную составляющую, их ресурсную базу по основным строительным и инертным материалам, ситуацию в жилищном строительстве и его ценовую доступность, необходимо строительство производств стройиндустрии. При этом важен учет ряда характеристик по аналогичным составляющим строительного комплекса близлежащих регионов, районов вдоль судоходного канала и прибрежных районов, городов, государства, акватория Каспийского моря.

Базисом становления производств стройиндустрии являются собственные нужды – конструкции, материалы для промышленно-гражданского, жилищного строительства, обустройство 18 кластеров, их инфраструктуры, портово-причального комплекса и города-спутника (55-60 тыс. чел.). Интегрируемые в строительное производство инновационные технологии («Werhrha hn», «Симпролит Система», «БМЗ», «Систром», «Литой бетон»), одним модулем обеспечивают 360-420 тыс. м2 готового жилья в год, с объектами социальной инфраструктуры, по ценам равным или ниже установленных центром регионам. Доставки материалов автотранспортом на местные объекты за 1-2 часа, внешние поставки 7-10 часов, судовые и ж/д поставки за 2-3 суток, являются оптимальными для строительства крупных промышленно-гражданских комплексов. Возможности своевременных поставок, опережают эти характеристики. Только использование материалов для собственных нужд (5-6 лет) по паспортным характеристикам производительности, уже на второй год обеспечивает окупаемость производств стройиндустрии.

4. Кластеры 9-10: АПК

Климатические условия Юга России, его регионов, районов в большей части территориально расположенных в предгорных, горных районах, где отсутствуют промышленные производства, крупные предприятия, предопределяют производство экологически обеспеченной сельхозпродукции, пользующейся большим спросом в Европе. Низкая культура переработки сырья, его упаковки, слабая транспортная система, отсутствие рекламы, недоступность внешних рынков сбыта, сдерживает сельхозпроизводителей.

В «Концепции стратегии геополитического развития Северного Кавказа» комплексно рассмотрены условия кооперации с сельхозпроизводителями, содействие через учреждаемые «Техноагроэкопарки», являющиеся составной частью перерабатывающих, экспортирующих комплексов в кластерах АПК ОЭЗ. Возможности по поставкам ГСМ, кормов, автотранспорта, перерабатывающих производств, экспортного потенциала, продвижение продукции (реклама) базис новейших инновационных технологий в высокобелковом растениеводстве (амарант, эхорхния, топинамбур, хлорелла, спирулин), технологии нетрадиционной энергетики, позволяющие сушить, сублимировать, экстрагировать фрукты, ягоды, овощи, лекарственные травы, экстракты, абсорбенты и множество других технологий, предполагает весьма тесное сотрудничество с множеством тысяч сельхозпроизводителей, фермеров, крестьян по производству и поставкам сырья сельхозпродукции на принципах производственно-потребительской кооперации, весьма эффективной формы рыночного сотрудничества.

Большое поле деятельности для десятков тысяч сельхозпроизводителей сформируется с вовлечением в сельхозоборот сотни тысяч гектар засушливых земель, с подводом к шлюзованию МЛТ «Евразия» пресных вод рек Терек, Маныч и различных водохранилищ, которые на пути подвода могут быть частично использованы в оздоровлении почв, их мелиорации. Уже на сегодня, как результат маркетинга на перспективу, без рекламы и логистики, имеются заказы на поставки до 5 тонн в год баранины, 80 тыс. тонн сахара, 107 тыс. тонн растительного масла, 40 тонн риса.

Но пока ни организационно (по бюрократическим причинам и транспорту), ни по оборотным средствам и созданию инфраструктуры, нечем удовлетворить крупный, экспортно-ориентированный, многофункциональные перерабатывающие комплексы, с сырьевыми «Техноагроэкопарками» в регионах с доступом к логистической системе, к транспорту, с внешними и внутренними деловыми связями с компаниями, покупателями в государствах Ближнего Востока, Азии, Европы – главный фактор решения большинства проблем сельхозпроизводителей по сбыту своей продукции и обеспечению десятков тысяч рабочих в СКФО.

Немалую роль может оказать и государство, если в административном порядке «привязать» поставки сельхозпродукции из наиболее депрессивных районов, в частности СКФО, в бюджетные организации – армию, медицинские учреждения, школьные и дошкольные учреждения, тюрьмы, северный завоз, госрезерв и т.д. (перечень может быть большим).

5. Кластер 11: Город-спутник. Муниципальное образование ОЭЗ.

Функционально, как по численности работников, рабочих обслуживающих судоходный канал, портово-причальный комплекс с 18 промышленными кластерами и их инфраструктуру, а так же системно сопутствующие крупной логистической программе, госслужащие, деловые, торгово-ярмарочные центры, множество компаний, банки, детсады, биржа, социальная инфраструктура – школы, больницы, детсады, развлекательные, игровые, спортивные комплексы и множество мультпликативно наращивающиеся субъекты малого бизнеса – предопределяют строительство города-спутника, нового муниципального образования (МО) в составе ОЭЗ, с численностью населения в 50-60 тыс. и более человек.

Это оптимальная численность малых городов. Гарантом эффективного обеспечения жизнедеятельности МО – десятки градообразующих производств кластеров, с их высокодоходным бюджетом. Наличие всех базовых систем жизнеобеспечения коммуникации всех видов в непосредственной близи к проектируемому городуспутнику (газ, вода, электроэнергия, ж/д, автодорога, море, судоходный канал, территории застроек) придаст творческий импульс, вдохновение, мотивацию проектировщикам, архитекторам, администрации на создание города будущего, делового центра СКФО, для граждан новой формации на историческом «Шелковом пути».

6. Туристически-рекреационные комплексы.

Природно-климатические, рекреационные условия регионов СКФО, ЮФО оптимальная среда развития многофункционального туризма, отдыха. Формирование вокруг МЛТ «Евразия» множества промышленных кластеров, города-спутника, реализация судоходных проектов, в том числе и через ИРИ, обеспечивающих сквозной трафик из 3 тыс. км. «глубин» Западной Европы до государств Персидского залива и Индийского океана с пересечением границ десятков государств – уникальнейшая возможность формирования 10-15 дневных комфортных туристических (познавательных), торговых (шоп туров) круизов с ознакомлением с разнообразной природой, климатическими поясами, историей, культурой, прикладным, наскальным искусством, архитектурой, зодчеством древнейших народов Ближнего Востока, Азии, Европы, Кавказа.

Новые возможности в рамках МЛТ «Евразия» предопределяют использование оптимальных условий строительства 2-х современных туристических комплекса (по 250-300 мест) как в акватории выхода из канала (Каспийское море, Кизлярский залив), так и в акватории входа в канал (Азовское море). Аналогов с такими многоплановыми возможностями на туристическом рынке России нет.

7. Кластеры 13;18: Бункеровка, сервисное обслуживание, ремонт судов.

Учитывая множество факторов, в т.ч. многосуточные переходы по различным морям, океанам, рекам, и наличием в составе «Портоворичального комплекса» множества многофункциональных терминалов (производственных, ремонтно-сервисных, подвод пресной воды, условия отдыха, профилактики, оказания медицинской помощи, наличие горюче-смазочных материалов (НПЗ), логистического центра, таможенно-пограничных, ветеринарных и множество других служб) предопределяет оказание множества услуг, обеспечивающих жизнедеятельность судна и его экипажа для дальнейших беспроблемных переходов до портов назначения. Данные услуги  кроме имиджа, рейтинга и экономической эффективности, порта-причала, обеспечивают дополнительные сотни рабочих мест.

8. Кластеры 14;16: Энергетика. ВИЭ для собственных нужд.

Экспертные заключения и корпоративные заявления (РАО ЕЭС, 2007г., Краснодар) определяют ожидаемый дефицит электроэнергии в ЮФО ОЭС МРСК в период 2015г. и далее по нарастающей в 4,5-5 тыс. МВт. Инициируемая, в рамках «Концепции стратегии геополитического развития Северного Кавказа», Программа МЛТ «Евразия» отличаются большой энергоемкостью, что весьма обременительно для энергосистемы Юга.

С учетом природно-климатических условий регионов инициируется строительство ветрополигонов на побережье Каспийского моря и частично вдоль МЛТ «Евразия» (до Ставропольского края) – суммарной мощностью до 100 МВт. Также в стадии завершения ОКР уникальный проект по утилизации сероводорода Черного моря с модульными платформами по выработке электроэнергии до 360 МВт. Инициируемые параллельным проектом строительство каскадов автономных районных малых ГЭС, высвободит более 600 МВт энергетических мощностей. В целом объекты, определенные «Концепцией стратегии геополитического развития Северного Кавказа» к осуществлению, не обременяют энергосистему ОЭС МРСК. Более того, ряд инициируемых оригинальных энерготехнологий, решая локальные задачи, социальные, экологические проблемы, позволят передать (экспортировать) в общую энергосистему ОЭС излишки электроэнергии, тиражировать проекты ВИЭ в других районах регионов.

9. Утилизация термальных вод.

МЛТ «Евразия» частично пересекает территории Тарумовского р-на (Республика Дагестан) с богатыми запасами термальной воды, территориально оптимизирующих включение их в ОЭЗ. Инициируемый подпроект – утилизация термальных вод с добычей редкоземельных элементов, возможностей производства электроэнергии и ряда проектов АПК, По заключению института геологии ДНЦ РАН, имеет под собой подтвержденные запасы термальных вод с выходной температурой 80-110оС и с включением редкоземельных элементов для промышленного освоения.

Кроме семи элементов стратегического сырья, компонентов производства высококачественных металлов для ракетостроения, судостроения, электроники, медицинской и приборостроительной промышленностей, для промышленной добычи в термальных рассолах имеется йод, сода, соль. Термальная вода, так по выходу из скважин параллельно может использоваться для производства электроэнергии (110 градусов), а также использоваться для теплоснабжения собственных нужд, крупного тепличного хозяйства (35-40 га), круглогодичного рыбоводства ценных пород, выращивания высокобелковых водных растительностей на корма и для водохозяйственных нужд комплекса.

Также в развитие и дополнение номенклатуры конечной стратегической продукции инициируется проект переработки горных пород с добычей титана, циркония, которые в большей части импортируются Россией. Предварительные изыскания Институтом геологии ДНЦ РАН, определяют наличие этих минералов в достаточном количестве в горных массивах первой гряды (при равнинах) для промышленной добычи.Наличие множества редкоземельных элементов, возможность их добычи в перспективе может позволить инициировать реанимацию ряда проектов, специфических производств, ранее функционировавших в ЮФО, а так же новые производства на специфической сырьевой базе.

 

 

"Фонд Байбакова". Все права защищены. Разработка и продвижение сайта - Kadis tech.