ПРОЕКТ 60.

ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РФ

Бадардинов А.С., Ромашин А.С.

 

На настоящем этапе стратегическими задачами развития жилищно-коммунального хозяйства в части жилищного фонда являются:

  • · ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
  • · содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;
  • · модернизация жилищной сферы, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности и экологии.

Реализация столь масштабных задач предполагает объединение усилий всех уровней власти, а также требует соответствующего экономического поведения самого гражданина, будь он собственник жилого помещения, либо нуждающийся в жилье или улучшении жилищных условий.

Катализатором решения вышеуказанных задач должна была стать возможность получения средств федерального бюджета на софинансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В процессе реализации комплекса мероприятий должны решиться следующие ключевые задачи:

  • · повышение инициативы собственников жилья;
  • · развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных жилых домов;
  • · развитие государственно – частного партнерства;
  • · совершенствование тарифной политики, бюджетной политики и социальной защиты граждан.

Руководство муниципальных образований, в целях достижения критериев реформирования, содержащихся в условиях финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, пришло к пониманию необходимости инвентаризации жилищного фонда. Исполнение Постановления правительства РФ № 921 от 04.12.2000 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», как и ранее вышедшего Постановления правительства Российской Федерации № 1301 от 13.10.1997 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» не даѐт истинной картины технического состояния многоквартирных жилых домов.

В целях определения фактического состояния жилищного фонда, необходимо организовать качественный учет жилищного фонда на муниципальном уровне. Следует провести техническую инвентаризацию, базируясь на Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Данные мероприятия должны является залогом дальнейшего участия муниципального образования и субъекта федерации в целом в реализации жилищных программ, софинансируемых из средств федерального бюджета.

С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома возложена на собственников помещений – граждан, подавляющее большинство из которых не имеют финансовой возможности осуществлять в полном объеме финансирование работ.

Недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (по разным источникам, долг муниципалитетов перед населением за несделанный ремонт составляет от 3-х до 10-ти триллионов рублей!), отсутствие необходимых инвестиций и работ приводит к повышенному уровню их износа, низким потребительским свойствам жилищного фонда, а затем и к его аварийности.

В условиях нового жилищного законодательства решить проблему снижения физического износа многоквартирных домов, повышения качества проживания граждан возможно только путем объединения усилий всех уровней власти с привлечением средств бюджета субъекта федерации и местных бюджетов, средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дал возможность муниципальным образованиям привлечь дополнительные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Однако, прежде нужно профинансировать мероприятия коренных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, чтобы достичь совокупности показателей его реформирования, а также заручиться поддержкой собственников помещений в многоквартирных домах в софинансировании ими ремонта в размере не менее 5% от общих затрат, при условии оформления жильцами ТСЖ.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • · приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов многоквартирных домов;
  • · развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения средств бюджета субъекта федерации и местных бюджетов, средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирных домах;
  • · создание института эффективных собственников жилья.
  • · Учитывая стратегические задачи развития, стоящие перед жилищной отраслью, органам местного самоуправления и профильным структурам субъекта федерации, прежде всего, необходимо:
  • · организовать, на базе энергетического и экологического аудита, качественный учет жилищного фонда с целью определения фактического состояния жилищного фонда;
  • · в целях приведения жилищного фонда в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам энергетической эффективности, продолжить работу по привлечению средств для проведения капитального ремонта жилищного фонда, в том числе средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
  • · установить контрольные целевые параметры по капитальному ремонту многоквартирных домов и создать эффективную систему контроля как на муниципальном, так и окружном уровнях.
  • · продолжить содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами, воспитывая при этом ответственного собственника.

При проведении капитального ремонта, основным критерием качества должно являться восстановление потребительских качеств жилищного фонда, чтобы получить энергоэффективные дома, содержание которых не ляжет непосильным бременем на плечи граждан при передаче его на баланс ТСЖ.

 

"Фонд Байбакова". Все права защищены. Разработка и продвижение сайта - Kadis tech.